Педагогическая находка

Ход НОД:

- Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами на одну очень интересную тему. А какую именно, я думаю, вы догадаетесь после просмотра мультфильма.

(просмотр мультфильма Лунтик «Имя»)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (об именах)

-Верно, у каждого человека есть имя. Оно дается ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. И тема нашего занятия звучит так – «Тайна моего имени».

У меня в руках клубочек, каждый из вас будет брать его в руки, наматывать и при этом произносить свое имя.

Дети передают друг другу клубок, называя свое имя.

-Вы, молодцы, дружно соткали чудесную «паутинку» из ваших имен. Теперь осталось пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. Но для этого надо назвать имя товарища ласково (произносят).

История происхождения имен.

-Ребята, как вы думаете, зачем человеку имя?

-Может ли человек жить без имени? Почему?

-Есть целая наука, изучающая имена - эта наука называется антропонимика. Повторите.

Люди, изучающие эту науку, очень много знают о происхождении и значении имен. На Руси все начиналось так - рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Беседа о значениях имен.

-Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

-Давайте сейчас по цепочке каждый называет свое имя и немного рассказывает о нем - нравится ли оно вам или нет и почему? Может вы знаете, почему родители вам дали именно это имя, или вам что-то известно о значении вашего имени. А я в свою очередь, расскажу вам, откуда произошло ваше имя и как переводится. Давайте я начну.

(Дети рассказывают о своем имени, воспитатель дополняет ответы детей о значении их имен, вывешивает облака с именами на доску)

Иван - старинная форма: Иоанн. Древнееврейского происхождения, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван - распространенное русское имя.

Юлия - по одной из версий имя греческое и происходит от слова юлос, что переводится как "пушистая" или "волнистая". Так что, согласно этой теории значение имени Юлия - "пушистая" или "волнистая".

Виктория - в переводе с латинского: «победа».

Дарья - в переводе с древнеперсидского языка: «победительница».

Максим - имя имеет римские корни, с латинского означает «величавый».

Мария - древнееврейского происхождения. По одной версии - госпожа, по другой - любимая, по третьей - упрямая.

Никита - древнегреческое имя. Значение: «Победитель».

Глеб - произошло от древнескандинавского. Это двукоренное имя состоящее — "бог", — "наследник". Получается, что значение имени Глеб - "наследник бога".

Елизавета - на древнееврейском имя Елизавета. В переводе оно означало "Бог мой — клятва", "почитающая Бога" или "заклинающая Богом".

Кирилл - в переводе с греческого значение имени Кирилл означает "господин" или "владыка".

Ева- с древнееврейского переводится как "дающая жизнь".

Матвей - в переводе с древнееврейского означает "дар Яхве" или "дар Божий".

Арина - имя Арина считается не самостоятельным именем, а одной из форм имени Ирина. Поэтому значение имени Арина и Ирина одинаковы. Имя древнегреческое и означает — "мир" или "покой".

Марго - имя пришло из Древней Греции, переводится как "жемчужина", "жемчуг".

Алексей - если перевести имя Алексей с греческого, то оно будет означать «оберегающий».

Анастасия - переводится с греческого как «воскресающая», «возвращение к жизни».

Виталина - значение имени Виталина - "жизненная" или "полная жизни", ведь именно так переводится имя с латыни.

Сергей- значение имя Сергей происходит от римского имени «Сергиус», что в переводе с латинского значит "высокий" или "знатный", но это достаточно спорная версия.

Алина - имя имеет латинские корни переводится как «благородная» или «другая, чужая» и т.д.

-Молодцы, у вас у всех очень красивые имена.

Ребята, послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать загадку:

"Сколько имен у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут.

Ольгой частенько зовут её в детском саду,

Оленькой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя её называет,

Олька — кричит озорник во дворе…

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имен у подружки моей?"

– А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? (одно)

Какая форма имени полная? (Ольга) А какие ласкательные? (Оленька, Олюшка)

А дома вас называют какими ласковыми именами? (дети называют ласковые формы своих имен)

– Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?

- Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались?

Викторина

- Случается так, что самого человека на свете - то никогда и не было, а имя его живёт. Так, например, существуют не только наши современные имена, но и сказочные. Вот сейчас мы с вами и вспомним имена главных героев некоторых известных рассказов и сказок:

1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали... (Дюймовочка)

2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня...» (Снегурочка)

3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

4. Имя героя, которому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

5. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

Физ.минутка.

- А теперь, ребята, я буду называть имена и, если вы услышали свое имя, то встаете.

- Скажите, почему, когда я называла некоторые имена, вставал один человек, а на другие несколько? (у них одинаковые имена)

- Кто знает, как называют людей с одинаковыми именами? (тезки)

–В нашей группе есть тезки? Поднимите руки.

Рисование своего имени: творческое задание.

- А теперь, я хочу предложить вам задание. Давайте нарисуем наши имена.

На столах у вас лежат пустые облака. В них нарисуйте символ своего имени, оживите имя с помощью рисунка и повесьте его рядом с облачком с вашим именем (дети рисуют символы, вывешивают их на доску).

Подведение итогов.

- Ребята, что нового об именах вы узнали на нашем занятии?

- Ребята, вспомните, пожалуйста, и назовите те моменты мероприятия, которые вам наиболее понравились и запомнились, и почему (ответы детей).

- Ребята, я вам желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки и про кого-то из вас смогут сказать: «Не имя красит человека, а человек имя!».